Как уберечь ребенка от насилия
Родительский университет «Как уберечь подростка от насилия» (для законных представителей 8-ых классов) Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное. Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть. Насилие совершается и в подростковой среде. Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др. Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети. Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно. Маркеры, формы и виды жестокого обращения с несовершеннолетними. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера. К психической форме насилия относят: открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы в адрес ребенка в открытой форме; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми; ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму. Пренебрежение нуждами ребенка - отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся: отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая; негативные семейные традиции и т.д. |
Маркеры сексуального насилия. Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; беспричинные нервно-психические расстройства. Дети младшего школьного возраста: низкая успеваемость; замкнутость, стремление к уединению; изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя); ухудшение взаимоотношений со сверстниками; несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение; стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости. Дети старшего школьного возраста, подростки: депрессия; побеги из дома; низкая самооценка; угрозы или попытки самоубийства; сексуализированное поведение; употребление наркотиков или алкоголя; проституция или беспорядочные половые связи; жалобы на боли в животе. Маркеры психического (эмоционального) насилия. Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие: задержка физического и умственного развития у ребенка; нервный тик; энурез; систематический печальный вид; различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология). Особенности поведения ребенка: беспокойство или тревожность; нарушение сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению; чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение; угрозы или попытки самоубийства; неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; плохая успеваемость; низкая самооценка; нарушение аппетита |
Маркеры физического насилия. синяки, укусы, ожоги, рубцы; следы удушья; любые повреждения, остающиеся без внятного и корректного объяснения со стороны родителей; низкая самооценка ребенка; нежелание и страх возвращаться домой; мешковатая одежда, скрывающая побои; самообвинение в провокациях в сторону насильника; ребенок воспринимает побои как семейный порядок и норму; волнение, плач, испуг при криках, скандалах. |