Как уберечь ребенка от насилия

Родительский университет

«Как уберечь подростка от насилия»

(для законных представителей 8-ых классов) 

Насилие - это принуждение, неволя, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное.

Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха.

Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Существует еще другое определение: под семейным насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или иногда смерть.

Насилие совершается и в подростковой среде.

Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путем оскорбления, запугивания, шантажа и др.

Жертвами насилия чаще всего становятся самые незащищенные члены семьи (женщина, ребенок, престарелые члены семьи, инвалиды). В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.

Чаще всего встречается сочетание нескольких видов насилия одновременно.

  Маркеры, формы и виды жестокого обращения с несовершеннолетними.

Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие - вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Психическое (эмоциональное) насилие -  периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относят: открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы в адрес ребенка в открытой форме; замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка; преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми; ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний; однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка - отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью и развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами относятся: отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи; отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая; негативные семейные традиции и т.д.

Маркеры сексуального насилия.

Дети дошкольного возраста:

ночные кошмары;

страхи;

несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками;

открытая мастурбация;

несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

беспричинные нервно-психические расстройства.

Дети младшего школьного возраста:

низкая успеваемость;

замкнутость, стремление к уединению;

изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителя);

ухудшение взаимоотношений со сверстниками;

несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;

стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости.

Дети старшего школьного возраста, подростки:

депрессия;

побеги из дома;

низкая самооценка;

угрозы или попытки самоубийства;

сексуализированное поведение;

употребление наркотиков или алкоголя;

 проституция или беспорядочные половые связи;

жалобы на боли в животе.

Маркеры психического (эмоционального) насилия.

  Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие  заподозрить эмоциональное насилие:

задержка физического и умственного развития у ребенка;

нервный тик;

энурез;

систематический печальный вид;

различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).

Особенности поведения ребенка: беспокойство или тревожность; нарушение сна;

длительно сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению; чрезмерная уступчивость, заискивающе, угодливое поведение; угрозы или попытки самоубийства; неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; плохая успеваемость; низкая самооценка; нарушение аппетита

 Маркеры физического насилия.

синяки, укусы, ожоги, рубцы;

следы удушья;

любые повреждения, остающиеся без внятного и корректного объяснения со стороны родителей;

низкая самооценка ребенка;

нежелание и страх возвращаться домой;

мешковатая одежда, скрывающая побои;

самообвинение в провокациях в сторону насильника;

ребенок воспринимает побои как семейный порядок и норму;

волнение, плач, испуг при криках, скандалах.

поделиться в: