Учителю-предметнику

Педагогический проект

01.09.2022
В 2022/2023 учебном году в ГУО "Октябрьский УПК ДСБШ Солигорского района" продолжается реализация педагогического проекта "Формирование социальной компетентности учащихся посредством со-циально-педагогической деятельности в дополнительном образовании и внеурочной деятельности в сельской местности в условиях учебно-педагогического комплекса" (2021-2023гг.)

 

Модель формирования социально-личностных компетенций учащихся методом проектов включает следующие модули: «Личность», «Саморазвитие», «Социум», «Семья».

Цель реализации проекта в учреждении образования: 

Создание условий для формирования целостной системы социальной компетентности учащихся, родителей и педагогов. Создание модели образовательного пространства школы, как школы-территории образовательного центра, формирующей культуру досуга.

Задачи работы учреждения образования в рамках реализации проекта:

  1. Формировать целостные и гармоничные представления о ценностяхматериальной и духовной культуры, различных сферах искусства, экономической,правовой, политической, коммуникативной культуры, культуры быта и семейныхотношений и др.;
  2. Формировать потребности в получении профессионального образования и самосовершенствовании;
  3. Обеспечить взаимодействие школы и окружающего социума;
  4. Организовать социально-психологическое сопровождение учащихся.

5.Устранить межведомственные барьеры, максимально использовать учреждения культуры и медицины, способствующих разрядке социальной напряженности в сельской местности.

 

Модули формирования социально-личностных компетенций учащихся методом проектов:

 

Модуль «Личность»

Главным объектом педагогической деятельности является Личность и факторы ее формирующие. Социально-личностная компетентность тесно связана с самореализацией личности, так как в процессе самореализации происходит познание собственного потенциала, способов, методов, форм его реализации в деятельности, формируется мотивация, потребности, ценностные ориентации, определяющие направленность личности, в итоге создается продукт деятельности, по которому можно судить об уровне компетентности. Самореализация сопровождается саморазвитием, самоопределением. Приоритетным в системе воспитательной работы становится формирование успешной личности, умеющей и способной приспосабливаться к изменяющимся жизненным условиям, соблюдая все нормы цивилизованного общества.

С этой целью реализуется проект «Я - концепция».

Модуль «Семья»

Семья - базовая ценность общества, поэтому формирование у учащихся уважительного отношения к семье, к знанию истории своего рода, своего народа является одним из условий становления личности. С этой целью реализуются проекты: «Помним…Не забудем», «Мая малая Радзiма».

Модуль «Саморазвитие»

Правильно организованный процесс обучения способствует развитию у учащихся профессионализма, конкурентоспособности, самоуважения. Потенциал – неотъемлемая часть каждого человека. Важно найти этот потенциал и создать условия для его развития, создать ситуацию успеха, что в дальнейшем будет способствовать самоутверждению, формированию самоуважения и мотивировать подростков на дальнейшее развитие. Данный процесс реализовывается в условиях дисциплины и единых педагогических требований учреждения образования и семьи.

Данная концепция лежит в основе проекта «Учреждение образования – дорога в жизнь».

Модуль «Социум»

Микромоделью социума является коллектив.

Человек, живя в обществе, не может быть свободным от него и важно подготовить личность, которая станет достойным членом социума. Не каждая группа может быть коллективом. Коллектив формирует единая цель. В каждом коллективе важно вовремя определить положительного лидера, помочь ему развиться. Здесь важную роль играют работа Совета учреждения образования. В условиях коллективных действий стимулируется проявление взаимоответственности за конечные результаты труда, взаимопомощь и взаимоподдержка. Коллективная жизнедеятельность учащихся открывает неограниченные возможности для реализации потенциала развивающейся личности. Совместная деятельность, организуемая в коллективе, способствует всестороннему развитию, вызывает чувство сопереживания.

В данном модуле реализуются проекты: «Школа лидера», «Школа волонтера», «Объединяя сердца».

 

 

Название этапа

Содержание работы (мероприятия)

Сроки проведения

Форма представления результатов

Этап 1

Подготовительный

1. Изучение и анализ результатов экспериментальной деятельности.

2. Составление программы деятельности по формированию инновационного образовательного пространства

3. Создание творческой группы по теме инновационной деятельности. Распределение обязанностей.

4. Создание условий для коллективной творческой деятельности.

5. Подготовка материальной базы педагогической деятельности.

6. Определение критериев и показателей успешности реализации инновационного проекта.

Сентябрь – ноябрь 2021

Приказ об организации инновационной деятельности

Календарный план

План работы творческой группы

 

 

 

 

 

 

Критерии и показатели успешности реализации инновационного проекта

Этап 2

 Практический

Фиксация исходного состояния объектов проекта

Внедрение разработанных форм и методов формирования социально-личностных компетенций по программам проектов:

Сентябрь – октябрь 2021

 

 

 

Диагностический материал.

Рекомендации педагогам

 

 

1.Модуль «Саморазвитие»

Проект «Учреждение образования – дорога в жизнь»:

Программы:

«Здоровый я - здоровая страна», «Правовой всеобуч»

Сентябрь 2021

Программы проектов

 

В течение проекта

Фотоматериалы

 «Молодежь в профессии», участие в параде рабочих профессий

В течение проекта

Фотоотчет

Участие в работе информационного пространства учреждения образования через работу официальных страниц в социальных сетях (Вконтате, Instagram)

В течение проекта

 

 

 

Фотоматериалы (скриншоты)

ярмарка досуга

В течение проекта

Программы объединений по интересам

профориентационные субботы - трудовые десанты учащихся

 В течение проекта

Фотоотчет

информационно-интерактивная встреча «Знать. Выполнять»

Октябрь

2021

Сценарий мероприятия

мероприятие «Молодежь за здоровый образ жизни»

Ноябрь

2021

Сценарий мероприятия

мероприятие «Мораль и закон»

Декабрь 2021

Сценарий мероприятия

конкурс постер-мотиваторов «Горжусь профессией своей»

Январь

2022

Каталог

2.Модуль «Социум»          

Проект «Школа лидера»:

тест–опросник «Способен ли ты быть лидером»

 

Сентябрь 2022

Результаты опросника

Отчет о работе по программе «Школа лидера»

 

 

 

 

занятие «Я – лидер»

Октябрь 2022

занятие «Игра – дело серьезное» -

Декабрь

2021

 ролевая игра «Практические навыки лидера»

Январь

2023

тренинговые занятия, направленные на развитие эффективного взаимодействия, профилактику конфликтного

 поведения, развития коммуникативных навыков «Тренинг общения»

Ноябрь 2021-

март 2022

 

Конспекты тренинговых занятий. Программа тренинга

 Проект «Школа волонтёра»

Анкета «Волонтер – кто он такой»

Сентябрь 2021

Результаты анкет

Занятие в Школе волонтёра

 «Основные направления волонтерского движения»

Октябрь 2023

Конспект занятия

Занятие в Школе волонтёра «Организация и проведение подвижных игр»

Ноябрь 2023

 Занятие в Школе волонтёра «Работа в команде. Сотрудничество»

Декабрь

2023

Занятие в Школе волонтёра «Развитие волонтерских компетенций»

Февраль 2022

Проект «Объединяя сердца» волонтерские акции:

 «Нам завещано память беречь» - «Ветеран живет рядом»

В течение проекта

Фотоотчет

Сценарий мероприятий

 «Обелиски»

 «Наши дети»

«Чудеса на Рождество»

3.Модуль «Семья»

Проект «Мая малая Радзiма»

Занятия в объединениях по интересам: «Спадчына», «Волшебная соломка»

В течение проекта

Творческие работы учащихся

Фотоотчет

Сценарий мероприятий

 

 

 

 

 

 

 

 Конкурс фоторабот среди учащихся «Край, откуда я родом»

Декабрь

2022

Конкурс творческих работ «С чего

 начинается Родина»

Февраль 2022

Мероприятие «Мова сэрца майго –

 беларуская мова»

Февраль 2022

Проект «Помним… Не забудем» (сбор материалов о родственниках, односельчанах - участниках ВОВ, ветеранах труда)

В течение проекта

Электронный фотоальбом «Помним… Не забудем»

 

4.Модуль «Личность»

Проект «Я – концепция»:

Входная диагностика сформированности социально-личностных компетенций учащихся-участников ИД

В течение проекта

Результаты диагностик

 

 

 

Тренинг по формированию Я-концепции: «В поисках себя»

Программа тренинга

Диагностика по итогам первого года реализации проекта учащихся-

участников ИД

Результаты диагностик

 

Этап 3. Обобщающий

Промежуточный мониторинг эффективности программы по итогам первого года реализации проекта

Апрель 2022, 2023

Аналитические материалы (таблицы, диаграммы)

Промежуточный отчет, дневники участников творческой группы

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии и показатели эффективности реализации проекта

 

Критерии эффективности

Показатели

Качество образования учащихся

Положительная динамика уровня обученности и воспитанности учащихся, результатов познавательной деятельности учащихся за период реализации инновационного проекта

Личностный рост учащихся (отношение учащихся к Отечеству; семье; труду; культуре; знаниям; здоровью; саморазвитию); социальная зрелость (гражданственность и патриотизм, коллективизм, трудолюбие и профессиональная целеустремленность, нравственность, навыки здорового образа жизни, готовность к семейной жизни); знание и исполнение этических и правовых норм, регулирующих отношения человека к человеку, обществу, окружающей природной среде

Динамика личностного роста учащихся; динамика уровня социальной зрелости; соблюдение правил внутреннего распорядка; количество преступлений и правонарушений, совершенных учащимися за время обучения.

Знание этики деловых отношений; умение строить межличностные отношения, конструктивно разрешать конфликтные ситуации и уважать точку зрения другого по данному вопросу, терпимость к мнению других (толерантность),

Уровень агрессивности и конфликтности; уровень предрасположенности к конфликтному поведению; уровень коммуникативных, организаторских склонностей; уровень толерантности к другим мнениям, другим людям, в сфере межнациональных отношений

Профессиональный и личностный рост педагогов

Повышение профессиональной компетентности педагогов, их готовности к работе по формированию формирования социально-личностных компетенций учащихся