Реализация педагогического проекта

Промежуточный отчёт об итогах реализации педагогического проекта за 2021/20202 учебный год

ГУО «Октябрьский учебно – педагогический комплекс детский сад – базовая школа Солигорского района»

Название проекта: Формирование социальной компетентности учащихся посредством социально-педагогической деятельности в дополнительном образовании и внеурочной деятельности в сельской местности в условиях учебно-педагогического комплекса.

Сельская школа существенно влияет на развитие большинства населенных пунктов. В прямой зависимости от деятельности образовательного учреждения находится решение многих вопросов жизни в агрогородке. Возрастает роль взаимодействия руководителей органов управления образованием и учреждений образования с администрацией на уровне местного самоуправления. Сельские учреждения образования стремятся работать в тесном контакте с сельскохозяйственными предприятиями и сельским домом культуры. Школы становятся действенными центрами возрождения, сохранения, развития культуры и традиций села. В условиях агрогородка взаимодействие школы и среды является более очевидным, реальными необходимым. Удаленность от культурных центров, территориальная и духовная отгороженность делают это взаимодействие особенно активным, а влияние друг на друга более существенным. Успешному решению данных задач способствует внедрение в деятельность учебно-педагогического комплекса   проекта «Формирование социальной компетентности учащихся посредством социально-педагогической деятельности в дополнительном образовании и внеурочной деятельности в сельской местности в условиях учебно-педагогического комплекса».

Цель реализации проекта в учреждении образования: 

Создание условий для формирования целостной системы социальной компетентности учащихся, родителей и педагогов. Создание модели образовательного пространства школы, как школы-территории образовательного центра, формирующей культуру досуга.

Задачи работы учреждения образования в рамках реализации проекта:

  1. Формировать целостные и гармоничные представления о ценностяхматериальной и духовной культуры, различных сферах искусства, экономической,правовой, политической, коммуникативной культуры, культуры быта и семейныхотношений и др.;
  2. Формировать потребности в получении профессионального образования и самосовершенствовании;
  3. Обеспечить взаимодействие школы и окружающего социума;
  4. Организовать социально-психологическое сопровождение учащихся.

5.Устранить межведомственные барьеры, максимально использовать учреждения культуры и медицины, способствующих разрядке социальной напряженности в сельской местности.

Год работы в рамках реализации педагогического проекта «Формирование социальной компетентности учащихся посредством социально-педагогической деятельности в дополнительном образовании и внеурочной деятельности в сельской местности в условиях учебно-педагогического комплекса» показал, что педагогическим коллективом правильно выбрана тема проекта. Основные пути реализации педагогического проекта:

1.Сотворчество детей, родителей, учителей, жителей агрогородка  (это - благодатная почва для развития личности ребенка, всех его гуманных, интеллектуальных и нравственных качеств);

  1. Взаимодействие школьников разного возраста ( это обеспечивает их взаимное обогащение, овладение старшими социальными ролями взрослого; приобретение опыта ответственности за других; освоение навыков организаторской деятельности);
  2. Включение в систему работы школы общественно полезной деятельности в агрогородке (дела по благоустройству, забота о людях, престарелых, охрана природы, краеведческая работа и т.д.) и производительного труда;
  3. Освоение и развитие местных традиций и культурного наследия, включение их в воспитательный процесс;
  4. Организация взаимодействия с родителями учащихся, оказание им помощи и расширение воспитательного потенциала семьи;
  5. Использование материальной, производственной и культурной базы агрогородка (предприятий, СДК и др.);

Вся работа по внедрению проекта осуществлялась в соответствии с программой реализации проекта.

Педагогический проект «Формирование социальной компетентности учащихся посредством социально-педагогической деятельности в дополнительном образовании и внеурочной деятельности в сельской местности в условиях учебно-педагогического комплекса» рассчитан на два года работы и включает три этапа реализации: подготовительный (организационно-ориентированный), основной и заключительный (обобщающе-аналитический).

2021/20202учебный год – это первый этап — подготовительный. Данный этап  обеспечивал  проведение   организационно-подготовительных работ, связанных с реализацией проекта  - сентябрь 2021 г. и практический октябрь 2021г. – май 2022г.

Основные направления реализации педагогического проекта на данном этапе:

Работа с кадрами:

В работе по реализации педагогического проекта «Школа  - территория здоровья» принимали участие педагоги, которые имеют высокий творческий потенциал, желание участвовать в данной деятельности.

Педагоги, участвующие в работе по реализации педагогического проекта, не прошли курсовую подготовку по теме педагогического проекта, однако в учреждении образования заместителем директора по учебно- воспитательной работе, ответственным исполнителем проекта Бань Г.М. в августе 2021 года проведено совещание по изучения инструктивно-методических материалов по реализации педагогического проекта.

С целью повышения методической подготовки педагогов велась целенаправленная методическая работа по повышению компетентности педагогов, участников педагогического проекта:

изучение научно-методической литературы по данному направлению;

создание творческой группы педагогов;

создание на сайте закладки по реализации проекта «Формирование социальной компетентности учащихся посредством социально-педагогической деятельности в дополнительном образовании и внеурочной деятельности в сельской местности в условиях учебно-педагогического комплекса»;

оформление приказа по школе об организации работы по реализации педагогического проекта в учреждении образования в 2021/2022 учебном году и распределении обязанностей ее участников( от 02.09.2021 №136);

составление программы деятельности на два года и календарного плана реализации данной программы на текущий учебный год.

Работа с учащимися:

создание банка данных обучающихся для участия в проекте;

организация факультативных занятий «Мая Айчына» - 6 класс, «Профессия моей мечты» - 8 класс;

проведение объединений по интересам, спортивно – массовых мероприятий, воспитательных мероприятий, мероприятий совместно с СДК аг.Октябрь;

консультации педагога-психолога для несовершеннолетних и законных представителей;

организация объединения  по интересам «Музееведение», «Эстрадный вокал», «Зеленая школа», «Бумажная фантазия», «Соломоплетение», «Компьютерные игры», «Азбука дорог»;

проведение спортивно – оздоровительных мероприятий в шестой школьный день»;

организация работы волонтерского экологического отряда.

В 2021/2022 учебном году по реализации педагогического проекта принимали участие 50  учащихся 1-9 классов.

Обучающиеся с интересом включались в творческую деятельность по формированию культуры досуга, участвовали во внеклассных и внешкольных мероприятиях, праздниках, в  театрализованных постановках, мероприятиях СДК аг.Октябрь.

В рамках плана работы учреждения образования на 2021/2022 учебный год   проведены следующие мероприятия:

  1. Организовано сотрудничество с учреждениями дополнительного образования Солигорского района: ГУДО «Центр творчества детей и молодежи Солигорского района» (организована работа объединений по интересам «Бумажная фантазия», «Соломоплетение»); ГУДО «Центр технического творчества детей и молодежи Солигорского района» (организована работа объединения по интересам «Азбука дорог»), ГУДО «Центр туризма и краеведения детей и молодежи Солигорского района» (организована работа объединения по интересам «Музееведение»), ГУДО «Эколого-биологический центр детей и молодежи Солигорского района» (организована работа объединения по интересам «Зеленая школа»).
  2. Проведены мероприятия в учреждении образования в шестой школьный день с участием родителей учащихся.

11.09. 2021–  спортландия «Весёлые  старты»;

18.09. 2021–соревнования по шашкам среди учащихся 5-9 классов;

09.10. 2021–  спортивные эстафеты;

16.10. 2021–  соревнования по футболу;

13.11. 2021–  спортивный праздник «Олимпийские надежды Беларуси»;

27.11.2021–соревнования по дартсу, н/теннису» в программе спартакиады школы;

11.12. 2021– спортивный праздник «Веселые старты» (соревнования по п/играм);

08.01.2022 –  спортивный час «Вкус победы»;

15.01. 2022 – соревнования по биатлону «Снежный снайпер» (стрельба);

23.01. 2022 –  соревнования по биатлону «Снежный снайпер» (лыжные гонки);

19.02.2022 – конкурс «Силач» (юноши);

05.03. 2022 –  конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья»;

19.03. 2022 –  конкурс «Меткий стрелок».

  1. Проведен ряд внеклассных мероприятий:

06.10.2021 – квест - игра «З родных вытокаў» (1-4кл);

13.11.2021 – круглый стол «Мой профессиональный выбор» https://oktyabrskiy.schools.by/photoalbum/873797 ;

18.11.2021 – совместное мероприятие с СДК «Мы дышим свободно» https://oktyabrskiy.schools.by/photoalbum/875982 ;

20.11.2021 – интеллектуальный турнир «Скарбы роднага краю» https://oktyabrskiy.schools.by/photoalbum/877164 ;

04.12.2021 – познавательный час «Жизнь прекрасна – не потрать ее напрасно» https://oktyabrskiy.schools.by/photoalbum/885495 ;

13.12.2021 – час размышлений «5 шагов осознанного выбора» https://oktyabrskiy.schools.by/photoalbum/888883 ;

08.01.2022 – интерактивное мероприятие «Свет рождественской звезды» https://oktyabrskiy.schools.by/photoalbum/902262 ;

15.01.2022 - беседа – рассуждение «Трудом мы славим Беларусь! Выдающиеся личности нашей страны» https://oktyabrskiy.schools.by/photoalbum/904662;

29.01.2022- час вопросов и ответов «Жить стоит того, чтобы жить!» https://oktyabrskiy.schools.by/photoalbum/911297 ;

12.02.2022 - диалог «Беларусь  - страна моего будущего» https://oktyabrskiy.schools.by/photoalbum/917083 ;

19.05.2022 – презентация кружка «Краеведение», открытое мероприятие «Вёска майстроў» https://oktyabrskiy.schools.by/photoalbum/970683 .

  1. Организована работа экологического волонтерского отряда и общественно полезного труда учащихся.

Работа с родителями:

собеседование по организации   факультативных занятий и объединений по интересам;

привлечение родителей к решению досуговой занятости учащихся через организацию родительских собраний, работа по программе родительского университета («Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка», «Организация летней занятости несовершеннолетних», «Трудовое воспитание детей в семье», «Эффективное воспитание в семье – залог успеха школьника», «Меры наказания и поощрения в современной семье», «Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию»);

проведение консультаций педагогом – психологом в шестой школьный день для учащихся и их законных представителей.

Управление работой по реализации педагогического проекта

В 2021/2022 учебном году усилия руководства были направлены на координацию деятельности классных руководителей, педагогов дополнительного образования и педагога-психолога по реализации педагогического проекта «Формирование социальной компетентности учащихся посредством социально-педагогической деятельности в дополнительном образовании и внеурочной деятельности в сельской местности в условиях учебно-педагогического комплекса». Деятельность участников педагогического проекта на подготовительном этапе велась в соответствии с календарным планом.

Работа педагогов по реализации педагогического проекта постоянно находилась под контролем руководства учреждения образования. Вопрос о ходе реализации педагогического проекта заслушивался на методическом объединении педагогических работников, выполняющих функции классных руководителей (протокол  от 23.06.2022 №6).

Информационное, методическое и психологическое сопровождение

С целью повышения профессиональной компетентности педагогов, проведения качественной работы по реализации педагогического проекта «Формирование социальной компетентности учащихся посредством социально-педагогической деятельности в дополнительном образовании и внеурочной деятельности в сельской местности в условиях учебно-педагогического комплекса» организовано информационное, методическое и психологическое сопровождение.

В фойе учреждения образования организовывались выставки работ объединений по интересам, рисунков учащихся.

Оценка результатов реализации педагогического проекта

Промежуточным результатом работы по реализации педагогического проекта «Формирование социальной компетентности учащихся посредством социально-педагогической деятельности в дополнительном образовании и внеурочной деятельности в сельской местности в условиях учебно-педагогического комплекса» являются:

создание методической копилки опыта;

создание карты оценки эффективности реализации педагогического проекта  в учреждении образования.

Перспективы и предложения по использованию педагогического проекта в образовательном процессе:

Дальнейшая реализация педагогического проекта в учреждении образования позволит:

  1. Повысить профессиональную компетентность педагогов, их готовность к работе по формированию социально-личностных компетенций учащихся;
  2. Обеспечить положительную динамику личностного роста учащихся; уровня социальной зрелости; соблюдения правил внутреннего распорядка; уменьшение (отсутствие) количества преступлений и правонарушений, совершенных учащимися за время обучения;
  3. Обеспечит положительную динамику уровня обученности и воспитанности учащихся, результатов познавательной деятельности за период реализации педагогического проекта.

Таким образом, для использования  педагогического проекта в образовательном процессе необходимо в 2022/2023 учебном году провести оценку эффективности реализации педагогического проекта  в учреждении образования и разместить на сайте школы информацию о промежуточном результате Бань Г.М.., руководителю педагогического проекта.  Пополнять  копилку сценарных разработок по реализации педагогического проекта.

 

Отчет составил:

заместитель директора                                                         Г.М.Бань

по учебно - воспитательной  работе